Отказ водителя от проведения осмотра транспорта - не основание для их досмотра сотрудниками ОВД

Решение Верховного Суда РФ от 27 марта 2012 г. N АКПИ12-245 О признании недействующими абзаца пятого пункта 149, пункта 151, пункта 153, абзаца третьего пункта 155 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. приказом Министерства внутренних дел РФ от 2 марта 2009 г. № 185, а также приложения № 10 к Административному регламенту

ВС РФ счел незаконными нормы, закрепляющие одно из оснований для проведения сотрудниками ОВД досмотра транспорта и перевозимого груза. Это отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра транспорта и перевозимых товаров. Как указал ВС РФ, подобное основание не предусмотрено ни Законом о полиции, ни КоАП РФ. С учетом этого оспариваемые нормы противоречат законодательству. Соответственно, рекомендуемый образец протокола о досмотре, где указано подобное основание, также признается недействующим. Кроме того, незаконно правило о том, что при проведении осмотра транспорта и груза не составляются процессуальные документы. Причина - законодательство требует в этом случае оформлять соответствующий акт. Помимо этого транспорт теперь не может осматриваться только лишь из-за предположений, что он эксплуатируется при наличии неисправностей или есть условия, при которых его использование запрещено. Как подчеркнул ВС РФ, из Закона о полиции следует, что сотрудники вправе производить такой осмотр только при подозрении, что транспорт или груз используются в противоправных целях. Поэтому введение иных оснований для осмотра незаконно. В отношении других положений, которые оспаривались, ВС РФ пришел к выводу об их законности. В частности, относительно схемы совершения административного правонарушения, в которой отражается место ДТП, ВС РФ пояснил следующее. Довод о том, что копия такой схемы должна вручаться лицу, в отношении которого возбуждено дело, несостоятелен. Законодательство этого не предусматривает. Она доступна участникам производства по делу для ознакомления. Разъяснено, что исправления (дополнения), вносимые в протокол опроса свидетеля, должны быть удостоверены его подписью. Часть оспариваемых положений касалась задержания транспорта. Указано, что участие понятых предусмотрено законодателем, если нет водителя. Поэтому они подписывают протокол о задержании в этом случае.